Информационный портал «Хабр» однажды провел опрос среди читателей на тему о том, как они приобретают новый сервер. Ответы трёхсот респондентов распределились следующим образом:

Рис. 1. Результаты опроса о приобретении сервера (источник: habr.com/ru).

Рис. 1. Результаты опроса о приобретении сервера (источник: habr.com/ru).

Из результатов опроса видно, что так называемый «самосбор» в том или ином виде (первые три варианта ответов), в сумме составляет 60%. И лишь 34.5% ответивших отдают предпочтение серверам мировых брендов. Однако, данное положение вещей никак нельзя считать нормой.

Преимущества и недостатки «самосбора»

Такой результат опроса не удивителен. Серверы-самосбор, конечно, имеют некоторые неоспоримые преимущества, во всяком случае, на первый взгляд:

  1. Значительная экономия капитальных затрат;
  2. Возможность достичь точного соответствия параметров сервера запросам бизнеса;
  3. Оперативность апгрейда собственными силами, возможность постоянной настройки под собственные нужды.

Однако, у такого подхода есть и очевидные недостатки.

  1. Зависимость от квалификации сисадмина организации. Если она достаточно высокая, то хорошо. Однако, бывает и так, что неквалифицированный «сисадмин» начинает использовать обычную рабочую станцию в качестве сервера, не понимая различий между компьютером и сервером. Это влияет на бизнес предприятия в целом. Если сисадмин обладает высокой квалификацией, но вдруг увольняется (например, из-за низкой заплаты), то бизнес предприятия остаётся в «подвешенном» состоянии. Руководство вынуждено срочно искать замену, а поскольку на квалифицированных сисадминов спрос высок, то часто поиск и наём нового сисадмина обходятся дороже, чем та сумма, которую запрашивал уволившийся сисадмин.
  2. Отсутствие гарантии на сервер, кроме гарантии на элементы, из которых он собран. Даже если запчасть – «фирменная», это не гарантирует её работоспособности. Бывает так, что заменённая запчасть почему-то приводит к неработоспособности сервера, если отказавший элемент уже не производится, а новый может отличаться характеристиками и параметрами;
  3. Отсутствие фирменной технической поддержки может поставить владельца сервера в сложное положение, если у него нет высокой экспертизы в информационных технологиях.

Иногда бывает, что ИТ-инженер ставит в сервер-самосбор элементы, предназначенные для персонального компьютера (например, жесткий диск), стремясь сэкономить средства предприятия. Однако, компоненты персонального компьютера не рассчитаны на круглосуточную работу и при таком режиме довольно быстро выходят из строя. Таким образом, экономия капитальных затрат на оборудование может в дальнейшем привести к высоким операционным затратам на обслуживание и замену вышедших из строя запчастей.

Заметим, что «настоящий» сервер позволяет дублировать особенно критичные компоненты системы и будет работать даже при выходе из строя какого-либо из них. Сервер известного бренда (класса «А») как правило, обеспечивает автоматическую диагностику неисправностей и выдачу оповещений.

Преимущества и недостатки серверов брендов класса «А»

Прежде чем говорить о преимуществах бренд-серверов, остановимся сначала на их недостатках. Они также, на первый взгляд, очевидны:

  1. Более высокая цена, чем у «самосбора» (в 1.5 – 2 раза).
  2. Не всегда удается подобрать точную конфигурацию, и приходится закупать сервер «на вырост».
  3. Высокие затраты на техподдержку. Поскольку цена техподдержки «самосбора» равна нулю (а вернее, спрятана в фонде заработной платы предприятия), то и кажется, что затраты на техподдержку всегда высоки. Если только не понимать, что именно за эту цену получает предприятие-владелец серверов. И в какую сумму, на самом деле, предприятию обходится «техподдержка» сервера собственными силами.

Теперь посмотрим на преимущества «бренд»-серверов.

1. Качество производства, компонентов и материалов

  • Фирмы, производящие серверы брендов класса А, могут инвестировать в исследования и разработки (R&D). Это позволяет производить серверы по последним технологиям, в которых возможность каких-либо отказов сведена к минимуму (хотя и не исключена полностью).
  • Производимые серверы в обязательном порядке проходят интенсивное нагрузочные испытания с имитацией возможных жёстких условий работы у разных заказчиков (высокая плотность оборудования, вибрация, плохая вентиляция и высокая температура).
  • Сервер испытывается под вычислительной нагрузкой различных типов, а также тестируется на совместимость с широким спектром ПО. Все это значительно снижает вероятность возникновения технических и программных сбоев у клиента. В результате заказчик получает гарантированно рабочее решение. Риски совместимости с ПО и с имеющимся на предприятии парком оборудования практически отсутствуют.
  • Комплексное решение бизнес-задач без скрытых расходов. Формирование бюджета происходит один раз — на этапе подбора оборудования.

2. Удобство администрирования

  • По мере роста и обновления ИТ-инфраструктуры гарантируется совместимость серверов брендов класса А нескольких поколений с разной архитектурой;
  • Возможность использования широкого спектра вспомогательного серверного ПО (виртуализация, удалённые рабочие места и др.), а также широкого выбора приложений для бизнеса;
  • Серверы класса А как правило оснащаются различными приложениями для администрирования и аналитики работы физических и виртуальных серверов в реальном времени, а также связанных с ними элементов инфраструктуры;
  • Наличие круглосуточного мониторинга и превентивного анализа сводит к минимуму сбои и простои оборудования. Многие поставщики класса предоставляют облачные аналитические сервисы на базе искусственного интеллекта, которые могут предупредить ИТ-инженеров заказчика о действиях, необходимых для избежания возникновения неполадок;
  • Легкая инсталляция и интеграция нового оборудования в ИТ-систему предприятия с учетом требуемых политик безопасности;
  • Приложения для администрирования позволяют автоматизировать рутинные ежедневные действия, за счет чего снижается нагрузка на системного администратора, а также снижается потребность в инженерном персонале;
  • Возможность централизованного администрирования серверов, средств виртуализации и смежных устройств «из одного окна»;
  • Экономия на численности ИТ-персонала, поскольку, значительная часть задач администрирования уже реализована в специализированном ПО. Таким образом, потратив больше денег на приобретение оборудования и ПО, предприятие может сэкономить значительные средства операционных затрат.

3. Эффективность интеграции и эксплуатации

  • Производители серверов класса А могут предложить широкий спектр сопутствующего оборудования, что даёт им возможность предоставлять комплексные решения;
  • Бренды класса А поддерживают совместимость новых моделей со старыми, обычно в течение 5-лет. Регулярное обновление программного обеспечения способствует стабильной работе сервера в течение всего срока эксплуатации;
  • Если весь парк оборудования предприятия представлен одним брендом класса А, то все устройства получают централизованную техническую поддержку в случае любых проблем.
  • По мере роста инфраструктуры серверов, всегда можно подобрать оборудование этого же бренда, совместимое с уже имеющимся;
  • За счет длительной поддержки совместимости, увеличивается цикл обновления оборудования и снижаются общие расходы на приобретение и поддержание ИТ-инфраструктуры.

4. Уровень и удобство техобслуживания

  • Техническое обслуживание серверов класса А (решение проблем, устранение неисправностей и пр.) обеспечивается производителем сервера. Срок реакции на обращение заказчика определяется сервисным контрактом и обычно составляет 1 рабочий день;
  • Имеется возможность расширения гарантии до уровня восстановления работоспособности сервера в течении нескольких часов, при этом, работы по гарантийному обслуживанию производятся на месте установки оборудования;
  • Все риски по выходу из строя оборудования возложены на специалистов сервисной службы и прогнозируемы;
  • Гарантия постоянной готовности оборудования практически сводит к нулю влияние на бизнес. Выход из строя оборудования не несёт рисков финансовых затрат.

«Самосбор» обеспечивает только вычислительные ресурсы, а все риски по техподдержке сервера, устранению неисправностей, решению возникающих проблем (совместимость оборудования и ПО, ошибки в конфигурации пр.) ложатся на плечи предприятия-владельца сервера.

Сервер класса А предоставляет не только вычислительные ресурсы, но и дополнительную ценность, экосистему, включающую централизованную платформу администрирования не только серверного, но и другого оборудования, качественную и быструю техническую поддержку, гарантированную совместимость с существующим оборудованием и удобство интеграции.

Например, стандартная программа техподдержки серверов компании Hewlett Packard Enterprise включает:

  • Техническую поддержку по телефону;
  • Бесплатные запасные части;
  • Обслуживание у покупателя на следующий рабочий день (СРД).

Компания HP поддерживает все свои серверы в течение полных 5 лет эксплуатации. Внутренние компоненты (процессоры, ОЗУ, диски и пр.) серверов HP имеют ту же гарантию, что и сервер. Причём, внутренние компоненты других производителей, установленные HP, также имеют гарантию сервера.

Компания предоставляет дополнительные пакеты услуг HP Supportpack, позволяющие расширить стандартную гарантию. Например, можно сократить время прибытия специалиста или перейти на круглосуточную техническую поддержку. Пользователь серверов НР имеет постоянный доступ к обширной технической информации, сведениям об обновлении продуктов и услуг по технической поддержке.

Где лучше размещать сервер?

Есть два основных варианта размещения серверного оборудования:

  • размещение на предприятии (в серверной комнате, либо непосредственно в офисе);
  • размещение в дата-центре по модели co-location.

Размещение в собственной серверной обеспечивает быстрый доступ к оборудованию. При отсутствии интернет-доступа сервер продолжает обслуживать сотрудников через локальную сеть.

Однако, построение собственной серверной часто обходится гораздо дороже, чем аренда инфраструктуры дата-центра. Кроме того, при этом, в случае переезда офиса, дорогостоящий перенос инженерной инфраструктуры серверной не потребуется. Дата-центры так же, как и собственные серверные, обеспечивают постоянную доступность и безопасные условия эксплуатации. Однако, информационная безопасность, энергобезопасность и пожаробезопасность в дата-центре обеспечиваются на гораздо более высоком уровне, чем в офисе.

Например, для дата-центров, начиная с уровня Tier-III требуется ввод электропитания от двух независимых подстанций электросети. Кроме того, обязательно наличие резервного электропитания в виде дизель-генераторов и аккумуляторов (для кратковременных перебоев в электросети). Таким образом, даже в случае внешнего «блэкаута» работа серверов не будет прерываться, данные сохранятся и непрерывность бизнеса не пострадает.

Подключение к Интернету в дата-центре также резервируется (используется два или более надёжных Интернет-провайдера). На случай возможного «зависания» или сбоя программы сервера, в дата-центре постоянно дежурит оперативный персонал, который может немедленно выполнить перезагрузку сервера даже во внерабочие часы офиса заказчика.

Условия эксплуатации сервера определяют ресурс его работы. Нарушения температурного режима в помещении, запылённость воздуха, что не редкость в офисной серверной, могут привести к перегреву сервера и даже его выходу из строя.

Для избежания этого, дата-центры Tier-III оснащаются надёжной климатической системой, а также системами очистки воздуха, системами обнаружения дыма в помещениях и системами пожаротушения.

Резюме

Английская пословица гласит: «я не настолько богат, чтобы покупать дешёвые вещи». Её с полным правом можно применить к сравнению бренд-серверов и самосбора. С учетом общей стоимости владения (капитальные затраты плюс операционные затраты), серверное оборудование брендов класса А обходится владельцу в конечном счёте дешевле, чем «самосбор». При этом, он ещё и получает ряд дополнительных преимуществ.