Коронавирусная инфекция и ее последствия перевернули наше представление об устройстве современного мира и стали драйверами многих изменений. Мы узнали, что такое изоляция и локдаун, как выглядят пустые улицы и супермаркеты, в которых люди опасаются приближаться друг к другу. Школьники и студенты вынужденно перешли на онлайн-обучение, а офисные сотрудники — на дистанционную форму работы. То, что раньше казалось невероятным, за короткое время стало нормальным.

Бизнесу пандемия Covid-19 нанесла огромный ущерб, и теперь перед ним стоит задача откатиться хотя бы до показателей доковидного года. Несколько крупнейших в мире исследовательских компаний солидарны в том, что на достижение этой глобальной цели уйдет много ресурсов.

Чего ожидать IT-сектору в 2021 году

Пандемия и связанные с ней изменения в социально-экономической жизни напрямую затронули процессы управления бизнесом и работу IT-отделов, спровоцировали всплеск интереса к автоматизации и технологиям, которые должны помочь адаптироваться к новой реальности. По результатам опроса, проведенного компаниями Constellation Research и WalkMe, бизнес видит спасение в цифровой трансформации. В чем она будет выражаться и какие еще IT-тренды ждут нас в 2021 году?

Заморозка бюджетов на IT

Около половины компаний по всему миру в первые месяцы пандемии сократили затраты на IT-сектор, но четверть снова вернулась к прошлым объемам финансирования спустя полгода. Отчасти это объясняется их желанием и потребностью в цифровой трансформации, которая по значимости уже успела обогнать кибербезопасность. Ничего удивительного: сегодня дистанционно работают даже сотрудники крупнейших корпораций, а для этого компаниям требуется обеспечить условия для продуктивной работы из дома.

Рост интереса к интеллектуальной аналитике

Актуальным стало все, что помогает ускорить принятие решений в бизнесе. Многие компании зависимы от данных, и их непрерывный анализ позволяет им двигаться вперед. Пандемия показала, что некоторым бизнесам внедрение аналитических инструментов позволило удержаться на рынке и даже продемонстрировать небольшой рост.

Адаптация технологий под ускорение бизнес-процессов

Технологии, которые до пандемии не успели стать массовыми, получат путевку в жизнь. Особенно интересна в период выхода из кризиса роботизация. Если раньше компании только начинали внедрять у себя RPA, то после перманентного перехода в режим изоляции этот процесс сильно ускорился.

На фото — робот на основе AI

Роботизация позволяет автоматизировать рутинные задачи

Консолидация IT-ресурсов

Оптимизация, а затем объединение доступных ресурсов в IT-секторе поможет сократить затраты на его обслуживание. В то же время компаниям придется пересмотреть подходы к организации работы сотрудников, которые выполняют свои обязанности из дома, что создает дополнительную нагрузку на IT-отдел.

Какие проблемы предстоит решить руководителям IT-подразделений в 2021 году

Сегодня мы наблюдаем тенденцию к «сращиванию» IT-отделов с организацией, когда IT перестает быть отдельным подразделением. Это последствия проникновения высоких технологий во все аспекты деятельности современной компании и роста их значимости для развития бизнеса в целом. Но интеграция требует новых ресурсов, подходов и, как это часто бывает, создает дополнительные проблемы там, где раньше их не было.

  1. Одновременно с темпами внедрения технологий выросло количество запросов в IT-поддержку и возник дефицит квалифицированных IT-кадров. Соответственно, появилась задача как можно быстрее обучить новых сотрудников, чтобы оперативно решать вопросы от удаленных сотрудников.
  2. Возникла необходимость сократить время реагирования на запросы к IT-отделу. Это решается за счет повышения производительности сотрудников в то время, как инструментов для контроля внутри самого IT-отдела стало меньше (часть технических специалистов тоже работает дистанционно).
  3. Остро стоит задача автоматизации работы линейных сотрудников — тех, которые выполняют типовые задачи, поддающиеся алгоритмизации. Хотя подобные решения уже есть на рынке, редко их интеграция проходит гладко, бесшовно и в минимальные сроки.

Курс на восстановление бизнеса после пандемии

Говорить о завершении пандемии еще рано, но многие компании с оптимизмом смотрят в будущее и планируют продуктивно работать в 2021 году. Уже сегодня они высвобождают ресурсы на цифровую трансформацию, которая должна помочь им побороть последствия кризиса.

Наибольшим спросом пользуются решения для обслуживания удаленных сотрудников и автоматизации – инвестиции в них, по оценкам экспертов, в ближайшее время вырастут минимум на 10 %. Это позволит усилить IT-инфраструктуры и сделать их менее восприимчивыми к внешнему влиянию, быстрее реагировать на новые потребности рынка и в большей степени ориентироваться на то, что приносит пользу человеку.