Многие компании стремятся к цифровой трансформации своих процессов, хотя даже опытные руководители ИТ не всегда подразумевают под этим термином что-то одно. Часто это единое определение, которое используется для всего – даже если речь идет о простой модернизации приложений. Возникает вопрос: являются ли те или иные цифровые инициативы действительно трансформацией или просто модернизацией?

Модернизация подразумевает переход с помощью обновлений или новых технологий на новый уровень. Ее объединяет с цифровой трансформацией то, что результатом становится оптимизация процессов, рост эффективности, автоматизация производительности. Однако на этом сходство заканчивается: модернизация приложений не меняет бизнес-модель и не переводит компанию в новую бизнес-категорию, тогда как цифровая трансформация может открыть новые источники доходов и изменить парадигмы бизнеса в компаниях любого размера.

Технический директор ETQ Морган Палмер выделил пять ключевых характеристик цифровой трансформации.

Морган Палмер

Морган Палмер

Культура, которая ориентируется на цифровые технологии

Gartner обозначила следующую эволюцию цифровой трансформации понятием ContinuousNext. Для поиска новых путей к успеху и адаптации к изменениям современным компаниям потребуется принять мышление ContinuousNext или цифровое мышление.

Требуется оценка каждого элемента бизнеса с точки зрения цифровой ценности: с какой целью была внедрена та или иная технология – и может ли это же решение использоваться в других областях бизнеса или рынка в целом. Иногда достаточно собрать представителей отделов компании, чтобы обсудить наличие таких цифровых жемчужин и пофантазировать об их монетизации.

Дизайн-мышление

Цифровая трансформация как всякий большой скачок вперед требует перед реализацией поэтапного движения и четкого понимания стратегической задачи, а, следовательно, стратегического мышления.

Для этого требуется дизайн-мышление – подход, позволяющий найти новые варианты решения проблем. Перед внедрением цифровой трансформации стоит обсудить проект со всеми ключевыми сотрудниками, которые заинтересованы в проекте. Для разработки решения стоит обсудить цели, задачи, предпочтения, провести мозговой штурм и, по его результатам, протестировать в пробном режиме.

Эффективное управление изменениями

Цифровая трансформация радикально меняет протекающие в бизнесе процессы и потому может быть разрушительной. Корпоративный хаос, связанный с изменениями ролей и ожиданий, может привести к тому что сотрудники, привыкшие действовать определенным образом, окажутся в незнакомой ситуации или будут бояться потерять работу – особенно если изменения связаны с автоматизацией процессов или использованием искусственного интеллекта.

Вне зависимости от того, кто будет внедрять цифровую трансформацию, необходимо поддерживать проявляющих инициативу, учитывать сомнения и страхи каждого.

Организация, управляемая данными

Первый шаг к успешному внедрению цифровой трансформации – понимание того, какие данные есть для анализа, где они требуют дополнения и уточнения, как применить для их анализа искусственный интеллект и аналитику.

Одним из ключевых признаков подлинной цифровой трансформации выступает опора на данные, из которых в результате аналитики выявляются скрытые инсайты. Цифровая трансформация связана преимущественно именно с данными.

Фокус на качество

Итоговая цель цифровой трансформации в любом случае – повышение качества, в том числе опыта сотрудников и клиентов, товаров, работ или услуг, рост имиджа компании. Поэтому возникает принципиальный вопрос: получится ли на протяжении всего времени поддерживать заданный высокий уровень качества?

Для этого необходимо ответственно и постепенно подходить к каждому этапу, проводить тонкую настройку процессов для достижения результата и гибко реагировать на изменяющиеся условия.

Переход к цифровой трансформации принципиально отличается от того, что бизнес проходил во время перехода к цифровым технологиям от аналоговых. Современные технологии полностью могут поменять процессы и методы работы компании, что в свою очередь потребует кардинального изменения корпоративной культуры, мышления и даже бизнес-модели. Однако перспектива внедрения цифровой трансформации, пусть и сопряженной с известными рисками, меняет бизнес к лучшему.