Несмотря на рост реализации твердотельных дисков, темпы снижения доли HDD на отечественном рынке замедлились под влиянием нормативных актов, которыми регламентируется в обязательном порядке наличие у операторов архивов пользовательской информации.

Как сообщил отдел исследований фирмы GS Group, в 2018 году произошел перелом на отечественном рынке накопителей. Наметившаяся ранее тенденция к росту объемов поставок накопителей разного вида – как в количественном, так и в емкостном виде, в 2018 году резко приобрела новые контуры за счет снижения объемов импортирования HDD и значительного увеличения спроса на Solid State Drive – накопители на твердотельной основе.

Тенденции рынка
накопителей в цифрах

Продажи

В штуках

5,7 млн

4,4 млн

2018 г.

3,07 *

4,76 млн *

2019 г.

* Расчетный показатель

HDD

SDD

В процентах

65 %

48 %

2018 г.

52 %

35 %

2019 г.

HDD

SDD

Память

Средний размер диска

HDD

1300 Гб

2016 г.

2200 Гб

2019 г.

HDD

SDD

SSD

210 Гб

2018 г.

280 Гб

2019 г.

HDD

SDD

Суммарный объем памяти

SSD

HDD

1

21

1

14

1

17

год 2016–2017 гг. 2018 г. 2019 г.

Лидеры продаж

HDD

Место Производитель Объем продаж, штук
2018 г. 2019 г.
1-2 Western Digital Seagate - 1,5 млн
- 1,5 млн
3 Toshiba 1,3 млн 1 млн

SSD

Место Производитель Объем продаж, штук
2018 г. 2019 г.
1 Kingston 620 тыс. 920 тыс. *
2-3 Samsung 588 тыс. 800 тыс.*
4-5 Intel - более 340 тыс.
Crucial 65 тыс. 340–350 тыс.

Общий объем импортированных в 2018 году накопителей зафиксирован на уровне 8700 тыс. штук, что на 4 % превысило показатель 2017 года. По сравнению с увеличением ввоза накопителей в Россию на 29 % в 2017 году – это небольшой рост. Общий объем поставок HDD и SSD в 2019 году продолжал увеличиваться, его рост составил 4 % (или 9100 тыс. штук всего).

Значительное уменьшение средней цены на твердотельные модули вызвало сокращения разрыва между стоимостью хранения 1 ТБ информации на SSD и HDD и пошатнуло чашу весов, уже в 2018 году эра доминирования HDD подошла к закату. Такое положение дел на рынке в полной мере отразилось на лидерах ниши жестких дисков, ударив по их доходам. В свою очередь, Россия получила шанс локализовать изготовление твердотельных модулей на своей территории.

Значительное снижение стоимости SSD не слишком отразилось на популярности жестких модулей в России, и они по-прежнему активно приобретаются пользователями. Кроме наметившейся тенденции на снижение стоимости хранения 1 ТБ информации и инертности рынка, дополнительным маркером высокой востребованности «холодного» хранения архивной информации в системах хранения данных (СХД) и ЦОД является законодательно закрепленное требование к телеком-операторам. Его суть в том, что им необходимо хранить весь интернет-трафик, не исключая и «тяжелого» видеоконтента.

«Объем данных и скорость их обработки продолжают расти, в результате HDD все реже является оптимальным решением. Поэтому потенциал рынка SSD-накопителей виден уже невооруженным глазом. В отличие от HDD главным преимуществом SSD для России является возможность собственного производства. Теперь основная задача отечественных разработчиков SSD – не упустить эту перспективу и отвоевать рынок у импортных брендов. При этом очевидно, что для быстрого развития собственной отрасли SSD в России необходима как всесторонняя поддержка государства, так и грамотное сотрудничество с мировыми лидерами», – сказал менеджер аналитического отдела компании GS Group Александр Сурков.

Структурные преобразования на рынке России

Согласно анализу GS Group, основанному на статистических сведениях, в 2018 году из общего числа дисковых модулей хранения данных в Россию ввезено в процентном соотношении 65 % HDD и 35 % SSD. При этом первые шесть месяцев 2019 года показали рост доли SSD в общем импорте до 52 %.

В штучном эквиваленте объем поставок на российский рынок HDD снизился с 6,4 млн единиц в 2017 году до 5,7 млн единиц в 2018 году (на 12 %). В 2019 году развитие тренда ускорилось: по итогам первых шести месяцев поставки снизились на 21 % в сравнении с тем же периодом 2018 года. Специалисты GS Group прогнозируют уменьшение объема импорта HDD в Россию за весь 2019 год на 23 %, что в штучном выражении составит до 4,4 млн единиц. Некоторое падение общего объема ввоза HDD будет замещено увеличением доли SSD на рынке.

Диаграмма

Диаграмма поставок накопителей на отечественный рынок, по информации GS Group

В денежном эквиваленте емкость российского рынка накопителей в 2018 году составила свыше 81 млрд рублей. Доля дисковых массивов СХД составила 40 % рынка, 20 % пришлось на SSD, и HDD получили 40 % рынка, в том числе с учетом изделий, импортированных для оборудования ЦОД и систем хранения информации.

Совокупная емкость номинальной памяти поставленных в Россию дисков (HDD и SSD) составила по состоянию на 2018 год 11,8 млн ТБ. Итоги 2019 года, по прогнозам аналитиков из GS Group, закроются с увеличением этого показателя до 12,4 млн ТБ. Анализ проводился с учетом всех трех категорий дисковых блоков хранения СХД, в том числе на базе HDD, на основе SSD (All-Flash) и смешанных.

Что касается объема памяти, то в лидерах по-прежнему жесткие диски – свыше 88 % за 2018 год. Причина значительного расхождения частей рынка по емкости и количеству – в разном объеме стандартных накопителей разных видов. В сегменте HDD-дисков преобладает спрос на модели с объемом 1, 0,5, 2, 4 ТБ, которые занимают 40, 32, 11, 5 % рынка жестких дисков соответственно (по количеству дисков, не учитывая СХД). SSD представлены моделями объемом 120/128 ГБ – 48 % и 240/250/256 ГБ – 32 % рынка SSD.

Происходит ежегодное увеличение среднего размера диска. Для HDD этот параметр вырос с 1300 ГБ в 2016 году до 2200 ГБ в 2019 году. Что касается SSD, то картина изменений объема такая: с 210 ГБ в 2016 году до 280 ГБ в 2019 году.

Количественное увеличение доли SSD на рынке с лихвой компенсирует небольшой размер SSD, благодаря чему их суммарный объем памяти успешно догоняет этот показатель у HDD. Немного цифр: в 2016–2017 гг. общая емкость HDD, поставляемых на российский рынок, была больше SSD в 21 раз, в 2018 году – уже в 14 раз, а по прогнозу специалистов GS Group по итогам 2019 года это превышение составит всего 7 раз.

Кто лидирует на российском рынке HDD

Снижение объемов российского импорта HDD наиболее сильно отразилось на лидерах отрасли – Western Digital и Seagate, которые контролируют 65 % данного сегмента. Эти компании смогли сохранить свой объем импорта в 2018 году на отметке 2017 года, но первое же полугодие 2019 года принесло обоим брендам значительную просадку: их поставки снизились на 20 и 13 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года. В отношении обеих компаний GS Group представила неутешительный прогноз по итогам 2019 года, а именно снижение их доли на рынке на 18 % год к году.

Диаграмма

Сегментирование поставок HDD на отечественный рынок, по информации GS Group

Фирму Western Digital, которая занимала в 2016–2017 гг. ключевое место среди компаний – поставщиков HDD в Россию (1700 тыс. и 1900 тыс. единиц соответственно), почти догнали компании Seagate и Toshiba, поставившие за 2017 год по 1800 тыс. HDD каждая. Это несмотря на то, что Western Digital поглотила HGST. Предположительно, импорт HDD от Western Digital в 2019 году уменьшится на 19 % и в количественном выражении составит до 1500 тыс. единиц, что снизит присутствие компании на рынке до доли Seagate – до 35 %.

Компания Seagate, в свою очередь, продемонстрировала в 2017 году рост российских продаж HDD на 37 %. Эти же показатели предприятие повторило и в 2018 году. Хотя в 2019 году снижение российского импорта HDD фирмой Seagate установилось на отметке до 1500 тыс. единиц.

Фирма Toshiba, которая по традиции замыкает тройку лидеров – импортеров HDD в Россию, в 2017 году увеличила поставки сразу на 150 % (до 1700 тыс. единиц), но удержать эту планку в 2018 году ей не удалось, что закономерно отразилось в виде снижения объема импорта на 23 % (до 1300 тыс. единиц). Аналитики из GS Group уже оценили объемы падения поставок HDD Toshiba по итогам 2019 года – на 25 % (или до 1000 тыс. единиц). При этом присутствие компании на отечественном рынке снизится до 23 %.

Некоторые компании ввозят в Россию жесткие блоки хранения информации под собственной торговой маркой — их общая доля составляет около 7 % от суммарного количества HDD. К таким компаниям относится Transcend с 1,5%-ным долевым участием, Hewlett-Packard и ADATA c показателем по 1 % каждая. После присоединения компании HGST к Western Digital в Россию импортируются только остатки товара этой марки: меньше 270 тыс. единиц в 2018 году и не более 40 тыс. единиц в 2019 году.

Ведущие и ведомые компании на российском рынке SSD

Рынок жестких дисков монолитный и относительно стабильный, что является одним из существенных отличий от еще развивающегося и продолжающего фонтанировать все новыми именами рынка SSD. Если первая тройка компаний – лидеров отечественного рынка HDD поставляет 92 % продукции, то на ту же тройку лидеров в нише SSD приходится не более 55 % рынка, а на первую десятку – немного более 80 %.

Диаграмма

Диаграмма долевого участия поставщиков SSD в Россию, по информации GS Group

В России также развернуто изготовление SSD под отечественными торговыми марками, но пока этот процесс только запущен и доля наших производителей не превышает 0,01 % рынка.

Лидирующее место в отечественном импорте SSD удерживает Kingston с долей рынка 20 % за 2018 год и 620 тыс. единиц поставленной продукции. По расчетам аналитиков из GS Group, объем ввезенных в Россию SSD Kingston вырастет до 920 тыс. единиц и за компанией останется первое место и 19 % рынка.

Компания Samsung, которая занимала в 2018 году второе место (19 % рынка) и поставила 588 тыс. единиц продукции, увеличит импорт SSD в Россию до 800 тыс. штук (17 % рынка SSD). Samsung позиционируется как поставщик наиболее дорогих SSD cреди первых трех лидеров рынка. Его продукция на 200–300 % превышает стоимость накопителей Kingston и на 200 % дороже SSD от Western Digital.

Western Digital проявляет активность и вкладывается в разработку твердотельных дисков, используя для этого недавно поглощенные активы SanDisk. Такая диверсификация своего бизнеса более чем уместна на фоне падения продаж HDD компанией. По состоянию на 2016 год предприятие даже не числилось в десятке лидеров – импортеров SSD на отечественный рынок. Но в 2018 году ситуация изменилась и производитель уже замкнул первую тройку поставщиков с объемом в 588 тыс. единиц, а в 2019 году, как предполагается, его доля на рынке сравняется с импортом Samsung и будет составлять около 800 тыс. SSD.

Динамика развития рынка SSD в России следующая: на 2018 год российский импорт накопителей трех основных торговых марок превысил объем, который продемонстрировал российский рынок в 2016 году. Прогноз итогов 2019 года такой: совокупный импорт пяти ключевых игроков рынка SSD превысит емкость рынка SSD в России за 2018 год.

Компания Intel занимает четвертое место на рынке России, импортировав по итогам 2019 года свыше 340 тыс. единиц продукции. Стоимость SSD Intel на 200–250 % превышает цену на твердотельные накопители Samsung, что делает их самой дорогой продукцией среди поставляемой в Россию.

Пятое место за собой пока закрепило предприятие Silicon Power, которое поставляло по 180 тыс. SSD в 2017–2018 гг. По итогам 2019 года компания сдала свои позиции и снизила импорт продукции до 140 тыс. единиц, что означает ее существенный откат в хвост первой десятки. Фирма ADATA сохраняет за собой 6 % российского рынка с поставкой SSD в количестве 183 тыс. единиц и 275 тыс. единиц в 2018 и 2019 годах соответственно.

После следуют торговые марки:

  • SmartBuy – 150 тыс. накопителей за 2019 год;
  • Transcend – 85 тыс. единиц продукции;
  • Crucial – 65 тыс. единиц за 2018 год и около 340–350 тыс. SSD по итогам 2019 года;
  • Apacer – 160 тыс. единиц за 2019 год;
  • Plextor – 40–50 тыс. единиц;
  • AMD – около 30–35 тыс. единиц;
  • Patriot Memory – в пределах 130 тыс. по итогам 2019 года и Goodram – свыше 20 тыс. в течение 2019 года.

В зависимости от успешности стратегий развития этих компаний прогнозируется их ранжирование в списках лидеров – импортеров SSD на российском рынке.