Серверы, собранные вручную и бренд-серверы – что лучше? Рассматриваем оба решения с точки зрения качества сборки, стоимости, гарантии, надежности и других важных критериев.
Качество сборки
Бренд-серверы спроектированы опытными инженерами-технологами, потому их конструкция продуманная, удобная в эксплуатации и унифицированная. При необходимости легко реконфигурировать оборудование с сохранением совместимости его компонентов, высокой мощности и с учетом последних трендов энергоэффективности.
В самосборных серверах сложно подобрать компоненты таким образом, чтобы они обеспечивали производительность на столь же высоком уровне, как брендовые решения, а экономия на покупке обернется серьезными потерями производительности.
Это различие легко отслеживается с помощью тестов VMmark от Vmware, разработанных для определения производительности виртуальных сред компьютеров на базе x86. Возьмем для сравнения готовое решение Dell стоимостью $10 000 и самосборный вариант Supermicro за $8 000. Рассчитаем теоретическое соотношение производительности (FMA1/FMA2), используя данные по ссылке выше:
FMA1/FMA2 = (1 – (18,14 / 25,46)) * 100 = 28,76 %
Таким образом, при экономии 20 % (на столько отличается стоимость машин) вы получите падение производительности на 28,76 %. Соответственно, покупка Supermicro менее выгодна, чем более дорогого сервера от Dell.

Как работают тесты производительности VMmark от Vmware
Гарантийное обслуживание
Согласно Гражданскому кодексу РФ покупатель бренд-сервера получает гарантию и от поставщика серверов, и от производителя оборудования – крупной международной компании. Последняя располагает собственным сервисным центром, который обслуживает все оборудование бренда независимо от того, через какого партнера оно было куплено. Срок гарантии в среднем составляет 36 месяцев.
В случае с самосборным сервером покупатель получает гарантию только от поставщика, который позиционируется как производитель решения. Если поставщик не выполнит гарантийные обязательства (юридическое лицо добровольно прекратит существование или обанкротится), покупатель лишится гарантии на самосборное оборудование.
Если покупать компоненты у разных поставщиков (руководствуясь, например, ценовой составляющей) и осуществлять сборку самостоятельно, то нужно быть готовым к тому, что:
- в случае поломки какого-либо компонента сервер придется останавливать для деинсталляции данного компонента и последующих ремонта или замены (сроки могут достигать нескольких месяцев);
- при возникновении «плавающей» ошибки из-за проблем с совместимостью найти и заменить «виновный» компонент вообще не получится (ведь каждая отдельная единица исправна);
- появляются риски потери работоспособности сервера при обновлении программного кода какого-либо из компонентов, так как в отличие от производителей готовых серверных решений производители ОЕМ-компонентов физически не могут отследить все конфигурации серверов и ПО, где они будут инсталлированы.
Постгарантийное обслуживание
После истечения гарантийного срока крупные вендоры предложат расширение гарантии на бренд-сервер за сравнительно небольшую сумму, эквивалентную стоимости одной-двух планок оперативной памяти. В подавляющем большинстве случаев поставщики самосборных решений подобную услугу не предоставляют.
Совместимость и обновления
Ведущие производители выпускают на рынок серверы с оптимальным соотношением стоимость/производительность и унифицированные для работы низкоуровневого ПО. Также мировые вендоры располагают большим штатом техподдержки, которая собирает и анализирует недочеты оборудования, а затем выпускает обновления. Устанавливать и управлять такими обновлениями можно через единую консоль, не вникая в параметры отдельных опций и не прибегая к работе с BIOS.
Поставщики самосборных серверов не заключают долгосрочные контракты с ОЕМ-производителями и не располагают большим штатом сервисных технических сотрудников. Для комплектации машин они используют стандартные таблицы совместимости, разработанные компаниями Intel, Supermicro, Asus и другими. Если на складе поставщика «самосборов» не нашлось подходящего компонента, он будет заменен на ближайший аналог. При этом никто не гарантирует, что оборудование будет на 100 % отвечать запросу покупателя и через какое-то время заявленная изначально опция не окажется исключена из листов совместимости. Серьезные ошибки в работе оборудования часто вызваны неудачными релизами материнских плат и RAID-контроллеров – о наличии подобных недочетов производители часто заявляют только спустя какое-то время после продажи крупной партии комплектующих. Еще одна проблема кроется в работе низкоуровневого ПО, которое в OEM-продуктах разрабатывается с ориентацией на широкий круг совместимых опций. Если ПО не адаптировано для работы с отдельными компонентами, это негативно скажется на общей производительности сервера.
Стоимость сервисных опций
Покупка дополнительных сервисных опций для модернизации постгарантийного бренд-сервера и самосборного сервера обойдется в примерно одинаковую сумму. Однако в первом случае в качестве бонуса покупатель получит гарантию, которая распространяется на всю серверную платформу, а не на отдельный компонент.

Серверная платформа HPE ProLiant Gen10 – готовое решение для бизнеса
Условия приобретения
Распространенная форма покупки сервера – оформление лизинга. Лизинговые компании редко соглашаются финансировать самосборные решения и без проблем оформляют договоры на поставку оборудования от ведущих брендов. Такие производители как HPE и Cisco часто предлагают клиентам лизинг напрямую – на более интересных условиях, чем у банков или сторонних лизинговых компаний.
Таким образом, бренд-серверы выигрывают у самосборных решений не только по стоимости и условиям приобретения, но и по другим важным моментам: они более производительные, гибкие в плане модернизации и совместимости, у них нет проблем с гарантийным обслуживанием и получением обновления.